Евразийский центр современного искусства. Фестивали.

 

 

 

 

 

 

Культурно просветительский проект Пилоты вечной мерзлоты

 



Мероприятия проекта :

Организация и экспониров
ание выставки современного искусства Пилоты вечной мерзлоты в Екатеринбурге, Кургане, Челябинске, Тюмени, Ханты-Мансийске, Салехарде.

Организация новых выставочных пространств в УРФО.

Издание Интернет справочника Современное искусство Урала.

 



Интернет - справочник  Современное искусство Урала (УРФО). Информационный ресурс, на котором будут представлены участники современного художественного процесса Уральского федерального округа, их работы и творческие биографии, информация о галереях, музеях, творческих объединениях, художественных институциях; о происходящих в УРФО событиях, выставках, проектах и конкурсах, а также статьи, посвящённые событиям в области современного искусства региона.

 

 



Передвижная выставка современного искусства Пилоты вечной мерзлоты.
Уральский федеральный округ находится в уникальной геокультурной  ситуации, где веками соприкасались традиции различных народов, культур и религий. Расположение региона позволяет ему стать связующим звеном между Западом и Востоком, своеобразным центром  межкультурного взаимопонимания. Но этому мешает отсутствие общей культурной политики в округе, нехватка современных культурных институций, невнятный, малоузнаваемый  имидж УРФО. Художникам предлагается, в новых художественных практиках создать собственный образ  УРФО, опираясь на  верность своей истории, традициям, и сохраняя толерантность к иным взглядам, идеям, культурам и  верованиям.

 

 

 


Впервые в УРФО будет реализован масштабный художественный проект, в котором примут участие отдельные авторы и творческие группы из всех регионов округа, а также сформированы новые выставочные пространства в Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, Тюмени, Салехарде, Ханты-Мансийске и других городах УРФО.

 


 


Выставка Пилоты вечной мерзлоты призвана представить определенного рода панораму современного искусства УРФО конца ХХ начала ХХI века. Одним из основных принципов проекта является стремление наиболее полно представить спектр различных практик и персоналий, существующих на современной художественной сцене Урала, Западной Сибири и Крайнего Севера.

 

 



Проект не замыкается на сугубо радикальных или узко традиционных стилях и направлениях искусства и формируется по результатам открытого приема заявок.

 

Проект осуществляется в соответствии с распоряжением  Президента Российской Федерации  О поддержке некоммерческих проектов общенационального значения в области искусства и культуры.

 

 

 

 

 

ПРЕССА

 

Пилоты вечной мерзлоты.

 

Они опять приковали наше внимание к проблемам общества средствами современного искусства

Да уж, современнее просто не бывает. Как будто те же живопись, графика, фотография, но в такой экспериментально-причудливой подаче, что вряд ли сразу сообразишь, где тут пейзаж, где портрет, где натюрморт. Впрочем, этих жанров на выставке, открывшейся неделю назад, по сути нет, а есть броские, весьма символические, условные, нередко эпатажные изображения: линии и пятна, фигуры и конфигурации, конструкции и сооружения, ландшафты и антиландшафты, состояния и настроения

Читальный зал библиотеки Курганского государственного университета не впервые превращается в трибуну актуальщиков, которые с завидным упорством и жаром доказывают право на собственное видение действительности, собственное понимание целей и задач изобразительного искусства, и каждый раз народу на вернисаж набивается не протолкнешься!

Кто с любопытством представленное обозревает, кто с недоумением. Часто звучит лестная в устах молодежи оценка: Прикольно! значит, зацепило, взбудоражило, вызвало спектр разнообразных мнений.

 

   

 

 

Вот и у меня после просмотра созрели вопросы, которые я не могла не задать куратору проекта, своему старому знакомцу, человеку, поверьте мне, очень креативному, мобильному, трудоспособному (из последних, наверное, энтузиастов эпохи) Вадиму Осадчему.

Легче легкого, конечно, было бы не ломать голову над экспонатами-ребусами, а воспользоваться формулировками заранее заготовленного пресс-релиза и на том завершить разговор. Ведь все здесь изложено четко, внятно, недву-смысленно:

Пилоты вечной мерзлоты основная экспозиция проекта Артотека-2011 Евразийского центра современного искусства (УФО, Курган). Уральский федеральный округ находится в уникальной геокультурной ситуации, где веками соприкасались традиции различных народов, культур и религий. Расположение региона позволяет ему стать связующим звеном между Западом и Востоком, своеобразным центром межкультурного взаимопонимания. Но этому мешают отсутствие общей культурной политики в округе, нехватка современных культурных институций, несформированный имидж УФО. Художникам предлагается в новых художественных практиках создать собственный образ уральского федерального округа, опираясь на верность своей истории, традициям, сохраняя толерантность к иным идеям, культурам и верованиям.

Пожалуй, в целом предельно ясно, но нас-то обычно интересуют подробности

 Одно то, что проект осуществляется в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации, свидетельствует о признании его социально значимым и заставляет внимательнее всмотреться в кажущиеся не слишком серьезными, а лишь прикольными работы. Но сначала разберемся с названием: почему пилоты?

 Пилоты, пионеры, исследователи, открыватели новых арт-территорий. Их в округе единицы.

 А вечная мерзлота?

 Географическое и ментальное состояние нашей матрешечно-ложечной культуры, мало поддерживаемой официально структурами.

 Но тогда определимся с терминами. Под современным искусством вы подразумеваете

  далеко не все, производимое нашими современниками, многие из которых творят по старинке, продолжая традициии известных школ. Применительно к нашим задачам лучше говорить об искусстве актуальном, ориентирующемся на здесь и сейчас, на горячие, злободневные темы и совершенно новые формы. Возьмем, например, серию фотографий перформанса, крупным планом высвечивающего волнующие всех проблемы ЖКХ. Люди держат в руках простыни (в которых потом будут стоять на морозе) с надписями: Нас убивают не холод и голод, нас убивает ЖКХ. Это сродни журналистским репортажам или рок-композициям периода андеграунда Традиционное изобразительное искусство мало согласуется с реалиями за окном. Картины вешаются на стены, украшают интерьеры и максимум дарят кому-то настроение, эстетическое наслаждение. Довольно узкий спектр воздействия, не находите?

 А искусство, по-вашему, трибуна для политических и социальных выплесков, высказываний художников, болеющих болью современников?

 На Западе так происходит, но у нас в связи с переоценкой метода социалистического реализма сложились иные стереотипы.

 Разве искусство не то, что переживает века?

 Первые выставки передвижников тоже воспринимались как нечто эпатажное, шоковое. Тогда не было ни кино, ни видео художники провозили свою артотеку по городам и весям страны, показывая реальную Россию и собирая толпы зрителей, в том числе простых людей. Сейчас сосенками, цветочками никого не проймешь искусство должно пробуждать сознание, развивать мышление, расширять кругозор. Новое всегда поначалу принимают в штыки. Сто лет назад сопротивлялись использованию масла в художественном творчестве, а теперь? И перформанс, и инсталляция заняли достойную нишу, укоренились на русской почве. Наряду с традиционной Третьяковкой равноправно существует ее отдел Музей современного искусства на Крымском валу, где успешно выставляются как раз актуальные художники.

 

 

  

 

 

 Главные претензии, предъявляемые маститыми живописцами и графиками к актуальщикам, заключаются в недостаточности мастерства, необязательности чисто художнических умений.

 Чтобы сфотографировать некую реальную конструкцию на фоне природы мастерства рисовальщика, и правда, подчас не требуется. Важны мысль, идея. Например, столб с коромыслом высотою около шести метров и два ведра, стоящие в месте бассейна двух океанов Атлантического и Северного Ледовитого, символизируют водораздел, о чем свидетельствует надпись на табличке.

 Работы Серова, Куинджи, Врубеля в подобной расшифровке не нуждались

 Среди наших авторов немало профессионалов, создающих не только концепции, но и великолепные изобразительные ряды: Ирина Бабушкина в живописи, Наталья Петренко в графике. Разумеется, искусство развивается, вторгается в новые области. Но почему, допустим, перформанс не театр, а видеоарт не кино. Они предлагают разовое, знаковое визуальное воплощение определенной идеи. Поместите Девочку с персиками на видео и она станет объектом видеоарта. Актуальное искусство отражает жизнь в разных проявлениях: на смену рафаэлевым мадоннам и кустодиевским женщинам пришла девушка с бутылкой пива и сигаретой образ знакомый и точно попадающий в эпоху.

 Грустная констатация.

 Но верная.

 Ну, наверное, подобные работы и останутся в архивах как протокол времени, детали летописи.

 И не только в архивах, как показывают западные галереи. Актуальное искусство в массе своей реагирует на болевые точки, поэтому преимущественно депрессивно, печально, трагично

 Понятно, что пресыщенным комфортом европейцам хочется пощекотать нервы, но россияне-то скорее тянутся к покою и гармонии хотя бы в музейных залах.

 В Европе проблем хватает тот же их терроризм. А что касается россиян, то приезжавшие в Курган Синие носы (Мизин, Скотников и другие Г. Б.), самые популярные в России художники, в позапрошлом году открывали престижное Венецианское биеннале на презентациях из их распахнутых трико вылетали салюты

 Без комментариев Но вернемся к Пилотам, среди которых помимо курганцев зрители увидят авторов из Екатеринбурга, Тюмени, Салехарда, Ханты-Мансийска, Челябинска именно по этому маршруту и проедет ваша выставка. В чем заключалась подготовка к проекту? Чем была сложна?

 Организационными моментами. Мы искали художников, принимали и оформляли работы. Параллельно нашим центром пополнялся интернет-справочник Современное искусство Урала (УФО) информационный ресурс, на котором будут представлены участники современного художественного процесса Уральского федерального округа, их произведения и творческие биографии, информация о галереях, музеях, творческих объединениях, художественных институциях; о происходящих в УФО событиях, выставках, проектах и конкурсах, а также статьи, посвященные событиям в области современного искусства региона. Выставка в читальном зале КГУ продлится около месяца.

Просветительские заботы члена Русского географического общества и Союза журналистов Вадима Осадчего сотоварищи организацией выставок актуального искусства не ограничиваются. Постоянные участники и призеры крупных международных фестивалей, они снимают доступные, увлекательные по содержанию и удивительно живописные (отнюдь не символические) документальные фильмы, повествующие о заповедных уголках России и Зауралья, прилагают все усилия, чтобы диски, выпущенные невеликим тиражом, попадали в школы, библиотеки.

Через систему грантов пробиваются и другие имеющие социальную, образовательную, эстетическую направленность проекты. Энергия энтузиастов, их желание как можно большее количество соотечественников вывести из замороженного состояния и научить распознавать красоту во всем, что нас окружает, жить, а не существовать, достойны, на мой взгляд, уважения и поддержки.

 

   

 

Галина Бухарина

Газета "Курган и курганцы".24.03.2011


Глазами зрителя

 

Необъятное пространство и обилие воздуха в работах, посвященных северным землям; яркие, солнечные, насыщенные цвета тундры такой она бывает только перед северным сиянием; момент возникновения из небытия северной реки Югры все это фантазии художников на тему Крайнего Севера. Наряду с ними серия работ Индустриальная симфония, автор которой пытается увидеть эстетику в полуразрушенных зданиях заводов, раскрашивая рамки холста всеми цветами радуги.

Переплетение традиций различных народов, культур и религий выразилось в композиции из трех женских фигур северянки, южанки и представительницы средней полосы. Примитивная форма и отсутствие лиц делают эти образы собирательными. Внутри каждой фигуры на уровне сердца вырезан ровный круг намек на открытость души народов.

Вторая часть выставки представлена фотоработами и переносит зрителя в современность. Это по-прежнему только символы, которые не нужно понимать буквально, да и вообще никак понимать не стоит, можно лишь почувствовать.

Следом за минимализмом и деревянной графичностью идут работы, изображающие место человека в современном мире: вот юноша попеременно закрывает руками глаза, уши, рот, тем самым выражая желание скрыться от окружающей суеты; а эта модно одетая девушка на фоне покосившихся заборов и гаражей выглядит странно, высмеивая деревенский гламур и отстаивая свое право на индивидуальность.

Чем же привлекли меня эти схематичные, непривычные по форме и не всегда понятные по содержанию работы? Общей атмосферой чего-то дикого, полубессознательного и вместе с тем повествующего о вечных истинах, перешедших из древности в день сегодняшний. В этом путешествии в вечную мерзлоту каждый член экипажа открыл что-то для себя, хоть на миг приобщившись к искусству современности.

 

Юлия Зайкова, студентка КГУ

Газета "Курган и курганцы".24.03.2011